Депрессия — отрицательное аффективное состояние, тоска, подавленное, мрачное настроение, глубокая печаль, уныние, безнадежность. Тоска сопровождается тягостным ощущением мучительного сжатия, “камня на сердце”, стеснения, “пустоты” за грудиной, в области сердца.

Безусловно, данный диагноз ставит только врач-психиатр, а также он прописывает лечение и «ведет» пациента, пока не появится положительная динамика течения заболевания. Клинический психолог может выступать в качестве ко-терапевта и помочь врачу в установлении диагноза или прослеживании эффекта от лечения. Или же психолог может помочь с ранней диагностикой состояния человека, определить степень выраженности аффективного состояния и рекомендовать, на основе полученных результатов, дальнейшие шаги на пути к психическому здоровью.

Каким образом клинический психолог проводит диагностику наличия или отсутствия депрессии?

Широко используются специальные шкалы на основе субъективной оценки самого человека, а также различные психодиагностические методики, которые поможет интерпретировать, т.е. расшифровать результаты, только специалист со специальным образованием.  

В общем доступе Вы можете увидеть около 30-ти различных опросников, которые созданы на основе клинических наблюдений и описаний симптомов, встречающихся у больных депрессией, обратившихся за помощью в специализированное психиатрическое учреждение. Они достаточно просто проводятся – необходимо ответить на вопросы о своем состоянии, далее считаются баллы и по имеющимся шкалам, которые показывают различие в степени выраженности, делается вывод о депрессивном состоянии. К таким специальным опросникам (психологическим тестам) можно отнести опросник Бека, шкалу Гамильтона, госпитальную шкалу тревоги и депрессии Зигмонда, шкалу самооценки тревоги Цунга и др.

Специалист же может провести ряд методик, которые покажут изменения в психических функциях (внимании, памяти, мышлении и т.д.). Тогда это будет называться гипотимический вариант аффективного патопсихологического симптомакомплекса (ППС). При наличии депрессии будут выявлены следующие признаки в когнитивной, эмоциональной и мотивационно-потребностной сферах психики:

  • сужение объема восприятия, снижение активности внимания, затруднение произвольной концентрации на объектах, возможна истощаемость внимания, снижение переключаемости и объема внимания;
  • снижение объема оперативной памяти, страдает кратковременная память: обнаруживается низкий объём запоминания; смыс­ловое запоминание и долгосрочная память страдают мало;
  • замедление темпа мыслительного процесса, бедность и шаблонность ассоциаций, негрубое снижение уровня обобщения понятий. Сохраняется способность опериро­вать категориями. Часто проявляется инертность мышления, стереотипность подходов к решению заданий и склонность к персеверациям (мыслительная жвачка);
  • мотивационный компонент мышления может быть снижен, что проявляется в общей мало- или непродуктивности. Целенаправленность суждений не страдает;
  • ослаблена критичность мышления (т.е. человек думает и говорит, что с его мышлением все в порядке), при этом очень критично относятся к результатам своей мыслительной деятельности (переживает, как и что он говорит или, когда у него что-то не получается);
  • продуктивность воображения существенно снижена, реалистичность со­хранна;
  • замедление темпа устной речи, снижение громкости, низкая спонтанная активность, малая продуктивность в диалоге. Письменная речь характеризуется микрографией, возможна непродуктивность;
  • в эмоциональной сфере наблюдается снижение фона настроения. Обычно пониженная амплитуда, малая нюансированность (тонкость и дифференциация) эмоций, низкая экспрессивность эмоциональных реакций (степень их выраженности). Высокий порог возникновения эмоционального ответа, инертность, т.е. человек медленно дает эмоциональную реакцию на событие, а также ему трудно переключиться с одной эмоции на другую, он как бы застревает в своем состоянии. При этом направленность эмоционального ответа может быть адекватной;
  • в мотивационно-потребностной сфере проявляется общее ослабление мотивационной активности, низкая актуальность потребности самосохранения (могут встречаться проявления аутоагрессии – селфхарм, суицид).

Также клинический психолог может провести различные проективные методики, которые на основе бессознательного переноса человеком собственных свойств, состояний на внешние объекты (картинки, чернильные пятна, собственные рисунки, цветовые карточки), могут показать различные признаки изменения в аффективной сфере психики человека, в т.ч. депрессивные состояния. Это, например, «Тематический апперцептивный тест», «Цветовой тест Люшера», «Hand-тест», «Методика чернильных пятен Роршаха», рисуночные тесты.

Страница автора:

Кристина Иноземцева

Заботиться о себе
никогда не поздно
не стесняйтесь и
обращайтесь за помощью!
Записаться на прием