УДК 159.9

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЙ «ЗДОРОВЬЕ», «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ»

Е.С. Немцева
магистрант 1 курса напр. «Психология», Самарский университет, г. Самара

Научный руководитель: Е. В. Литягина,
к., пс.н., доц., Самарского Университета, г. Самара

Аннотация: В статье рассматриваются подходы к пониманию «здоровья» и «здоровьесбережения» в современной психологической литературе. В настоящее время всё ещё ведутся споры о содержании понятия «здоровье». В связи с этим возникают различные теории, авторы которых выделяют значимые компоненты, но схожие составляющие между теориями присутствуют редко. В данной статье мы хотим показать вариации терминологии данных понятий.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесбережение.

Теоретическое изучение проблемы здоровья, как физического, так и психологического, мы можем начать с термина, который чаще всего используется при обращении к словарям. «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов», – это определение находится в Преамбуле к Уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), который подписан 22 июля 1946 г. представителями из 61 страны и вступил в силу 7 апреля 1948 г. С 1948 г. это определение не изменялось. Данное определение интересно тем, что объединяет в себе три важных составляющих здоровья. Но не смотря на существующее уже долгое время определение здоровья, тем не менее, в психологической литературе содержаться и другие толкования этого понятия. Рассмотрим их подробнее.

В книге «Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения» под редакцией Ю.П. Лисицына, говорится о том, что здоровье, это такое качество жизнедеятельности человека, которое характеризуется адаптацией к  естественной среде обитания, способностью к рождению детей с учетом возраста, адекватностью психического развития, обеспечиваемое нормальным функционированием органов, физиологических систем организма, и при отсутствии прогрессирующих нарушений органов, проявляющееся состоянием физического и духовного благополучия индивида при различных видах его активной, а так же трудовой деятельности. Здесь, уже более подробно рассматриваются качества здоровья, добавляется адаптивное взаимодействие со средой, способность воспроизводить потомство, адекватность в психологическом плане. Ю.П. Лисицын в своей книге больше внимания уделяет изучению общественного здоровья, и его развитию, поэтому его термин дополнен социально значимыми показателями. Однако стоит заметить, что одной из составляющих здорового общества, группы является здоровье её единичных представителей [1].

З. Фрейд в своих работах полагал, что здоровый человек – это человек, способный согласовать принцип удовольствия с принципом реальности. То есть, это человек, способный ориентироваться среди собственных мыслей и соотношения их с действительностью [2]. К.Г. Юнг считал, что здоровый человек, это индивид, усвоивший содержание личного бессознательного и при этом свободный от захвата архетипом [3]. Это своеобразное проявление здоровья через решение внутренних вопросов личности. Некоторые авторы, рассуждая о здоровье, и делясь своим опытом приходят к выводу: «Чтобы быть здоровым, надо иметь силу характера». Тем самым подчеркивая, что здоровье, это не данность, а «материал», с которым можно работать. Здоровьем мы можем назвать хорошее состояние, настроение, то есть внутреннее ощущение благополучия, ориентацию на внутренний комфорт, на способность быть деятельным.

Понятие «здоровье» не является точно оформленным, это связано с большим выбором индивидуальных значений, важных показателей жизнедеятельности человека, а также с разнообразием признаков, влияющих на здоровье индивидуума. При всем этом, современной наукой еще не установлены основные факторы, определяющие состояние здоровья индивидуума. В этом причина многих попыток сформулировать наиболее общее определение понятия «здоровье». Постепенно с развитием социума, всё больше требовалась наука, которая будет работать не над уменьшением количества болеющих (этим занималась медицина), а над увеличением количества здоровых. Здесь и появляется наука под названием «психология здоровья».

В.А. Ананьев в книге: «Основы психологии здоровья» говорит о том, что в современном мире появилась необходимость задуматься над ключевыми проблемами развития, формирования здоровья человека, а решение этих проблем будет гарантировать здоровье отдельного индивида и общества. Если учесть универсальность психологических знаний, они есть и применяются в любой сфере где существует человек, то главным вкладом психологии здоровья должно быть усовершенствование человеческой природы, через формирование здоровой личности. В результате – здоровое функционирование общества [4].

Термин «здоровьесбережение» впервые появился в медицинской и педагогической литературе в 1990-е года XX века, для отражения специфического отношения к сохранности здоровья людей и молодого поколения, через организацию воспитательной, учебной деятельности в образовательной среде.

Определение здоровьесбережения как «процесса постепенного исторического развития человеческих способностей и сил» выявила С.В. Малина [5]. Автор выделяет, что здоровьесбережение выражается в разнообразии видов физкультурных действий, но при этом обретает качественные черты. С.В. Малина формулирует высказывание о том, что физическая активность и формирующиеся в процессе ценности- это способ создания и реализации здоровьесбережения.

Т.И. Прокопенко [6] определяет понятие здоровьесбережения как гигиеническое поведение, проявляющееся в соблюдении санитарно-гигиенических правил, направленных на улучшение, сохранение здоровья, а также получения высокого уровня рабочих способностей.

Стоит обратить внимание на взаимную связь между физической деятельностью и сбережением здоровья, так как эти процессы неразрывные и взаимодополняемые. Заботясь о сохранении здоровья, человек в первую очередь развивает гармонию духовных и физических сил. При этом, обязательная часть здоровьесбережения – физическая активная деятельность, становится физическим воспитанием или культурой, при наличии теоретической составляющей. Подобное отношение создает разумный подход к своему организму и уходу за ним [7].

В настоящее время всё ещё ведутся споры о содержании понятия «здоровье». В связи с этим возникают различные теории, авторы которых выделяют значимые компоненты, но схожие составляющие между теориями присутствуют редко.

Стоит отметить, что представление о здоровой личности оказывает влияние на способы достижения здоровья. Если раньше здоровье рассматривалось только со стороны физических показателей, то сейчас внимание уделяется психическому и социальному состоянию человека тоже, что расширяет картину описания компонентов здоровья, и создает новое поле для изучения.

Список литературы

[1] Лисицин Ю.П. Образ жизни и здоровье населения– М.: Речь, 2013. – 90 с.

[2] Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ / З. Фрейд – М.: Академ. Проект, 2014. – 597 c.

[3] Юнг К.Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее.  – М.: Мартис, 2015. – 320с.

[4] Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Концептуальные основы психологии здоровья – СПб.: Речь, 2016. – 384 с.

[5] Малинина С.В. Физкультурная деятельность как основа формирования физической культуры: автореферат дис. … к. пед.н. /- Санкт-Петербург, 2000. — 23 с.

[6] Прокопенко Т.И. Технология формирования культуры здорового образа жизни личности студента в условиях научно-образовательного и консультативно-оздоровительного центра вуза: дис. канд. пед. наук / Т.И. Прокопенко – Ставрополь:2015. – 213 с.

[7] Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения / Н.И. Пирогов –М.:Академия педагогических наук России, 2011.–702 с.

© Е.С. Немцева, Е.В. Литягина, 2019 

Страница автора:

Елена Немцева

Заботиться о себе
никогда не поздно
не стесняйтесь и
обращайтесь за помощью!
Записаться на прием